Методическая копилка



ПРАКТИКА  СЕТЕВОГО ПАРТНЕРСТВА БОУ ДО Г. ОМСКА «ЦРТДиЮ «АМУРСКИЙ» И БОУ Г. ОМСКА «ГИМНАЗИЯ № 159» 
В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

Нагорная Т.В., руководитель студии,
педагог дополнительного образования

 Для расширения ресурсных возможностей гимназии №159 в реализации ФГОС начальной школы в партнерстве с Центром творчества «Амурский» на базе образовательной организации в формате студии нравственно-эстетического развития детей младшего школьного возраста «Маленький принц» реализуются дополнительные общеразвивающие программы художественной и социально-педагогической направленности. Студия функционирует более десяти лет и имеет заслуженный авторитет и имидж воспитательного объединения в родительской и педагогической  аудитории. Сегодня студия «Маленький принц» строит свою деятельность как   сетевая форма на основе   договорных  отношений  БОУ ДО г. Омска «ЦРТДиЮ «Амурский» и БОУ г. Омска «Гимназия № 159», которые предполагают нормативно-правовую базу организационно-профессиональной ответственности за образовательный результат и процессы, ресурсное обеспечение деятельности студии. Координационные совет из числа педагогических и административных представителей двух образовательных организаций всегда готов решить и решает организационно-содержательные вопросы деятельности студии.
Педагоги Центра творчества проводят занятия с детьми   в специализированных кабинетах изобразительного и прикладного творчества, музыки, в хореографическом зале. Актовый зал гимназии со сценой и зрительными местами - важная часть обеспечения образовательного процесса художественной направленности, где проходят массовые воспитательные события и творческие отчеты детского объединения. Дополнительные общеразвивающие программы (далее программы) реализуются высококвалифицированными педагогами при  поддержке  руководителя студии, педагога-психолога, методиста, педагогов-организаторов.
Программы студии рассчитаны на четыре года обучения, возраст учащихся от 7 до 10 лет. В программы учащиеся приходят с первого класса без предварительного отбора, но выбор классов для студии неслучаен: очень важно желание учителя и родителей организационно и мотивационно поддерживать учащихся в дополнительном освоении учебного содержания художественной направленности. Учитель формирует класс по предварительному запросу детей и родителей на студийные занятия, заранее согласовав режим жизнедеятельности учащегося программ «Маленького принца»: по утвержденному расписанию в течение недели после основных занятий в школе и большой динамической перемены младшие школьники занимаются музыкой, изо-прикладной деятельностью, развивающими играми. В образовательной системе студии есть место программе «Полезные привычки», концепция которой сложилась еще десять лет назад, ведь семья никогда не перестает беспокоиться за жизнь, здоровье и успешность ребенка, и помощь профессионала здесь как-никогда актуальна по сей день.
 В календарных учебных графиках программ студии имеют место темы, которые расширяют и обогащают воспитательный потенциал художественного содержания учебных предметов. А инструментарий работы педагога дополнительного образования всегда богат игровыми формами, приемами интерактивной коммуникации, поисковыми заданиями, проектными методами, новыми техниками и материалами. Нетрадиционные формы организации деятельности детской аудитории всегда стимулируют развитие творческого, критического мышления, познавательной активности, мотивацию на саморазвитие. Не зря школьные учителя, коллеги по дополнительному образованию и родители после посещения занятий «Маленького принца» отмечают в учащихся проявления культуротворческой инициативы,  нравственного   поведения, позитивного отношения к взрослым и сверстникам, стремлений к эстетичности внешнего вида и окружения. Учащиеся программ студии успешно и комфортно осуществляют переход на следующую ступень школьного обучения – в классы средней школы.
 Эффективность работы студии во многом определяет   территориальное удобство для семьи – занятия, праздники, встречи с родителями, совместные воспитательные события с семьей – все проходит в стенах школы. Центр творчества, но только в силу ограниченных ресурсов в площадях для массовых мероприятий, на своей камерной уютной территории видит учащихся «Маленького принца» на учебно-исследовательских конференциях, творческих гостиных и традиционных праздничных событиях для куружковцев. Очень многие ребята из «Маленького принца» становятся настоящими «звездочками» именно в дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе: побеждают в конкурсах хоровых объединений, на выставках рисунков, в исследовательских проектах, участвуют в социально-значимых и творческих проектах мультстудии «Зеленый заяц» и газеты «Остров радости».
В педагогических исследованиях учащиеся программ студии «Маленький принц» показывают достаточно высокие результаты в области метапредметных способностей и личностных качеств. И в перспективе, рациональным решением мог бы стать единый мониторинг образовательных результатов учащихся младшего школьного возраста гимназии и Центра творчества, который разнился бы только в части предметной подготовки. Система выявления метапредметных навыков и социально-ориентированных личностных качеств из дополнительных общеразвивающих программ может стать важным и взаимовыгодным дополнением   результатов работы и школы, и Центра творчества. Общие дети двух образовательных организаций получают комплексную подготовку к выставочной деятельности, к выступлению на городских конференциях НОУ, в интеллектуальных играх и олимпиадах. Учащиеся студии являются «украшением» общих праздников гимназии и Центра творчества, в т.ч. «Вместе мы можем все!», где можно увидеть весь спектр полученных детьми творческих навыков, проявления их индивидуальных способностей. Будучи еще учащимися студии, талантливые дети уже получают приглашение и с радостью принимаются в разные художественно-образовательные структуры города, и конечно же, в популярные вокальные, хореографические, изо-прикладные и театральные коллективы ЦТ «Амурский».
Реализация сетевых механизмов в деятельности нескольких образовательных организаций, особенно с маленькими детьми, невозможна без партнерства с родителями учащихся. Семья не только поддержка ресурсного благополучия образовательного процесса, но и мотивационный «двигатель» личностного прогресса детей. Совместные с родителями подготовительные мероприятия и сами образовательные события в период выходных и праздничных, одобрение и гордость родителей, их информационная осведомленность  – это то, что необходимо ребенку младшего школьного возраста для движения вперед по своей образовательной траектории.
  Родители учащихся студии – это и общественные эксперты,  они дают качественную оценку результатам своих детей по итогам посещения панорамных занятий  и образовательных событий, высказывают пожелания педагогам по улучшению условий реализации программы. нашей работе. По результатам ежегодного анкетирования родители учащихся студии «Маленький принц» всегда отмечают, что в своем ребенке за период обучения  они видят изменения в поведении, общении, самостоятельности, в интересе к познанию и творчеству, отмечают социальную активность. В  партнерском профессиональном сообществе   всегда фиксируются при опросе положительные отзывы о сетевых отношениях образовательных организаций как условии эффективной педагогической практики. 


Видеоэкскурсия как средство здоровьеориентированной деятельности


Нагорная Татьяна Владимировна,
руководитель студии «Маленький принц», педагог дополнительного образования
Абуталипова Галия Равильевна, методист

Деятельность студии нравственно-эстетического развития «Маленький принц» направлена на развитие личности, ее индивидуальных возможностей, способностей и интересов через деятельность различных направлений и реализуется в рамках сетевого взаимодействия с БОУ г. Омска «Гимназия №159». Такая комплексность в данной системе стимулирует развитие творческого мышления и познавательной активности, обеспечивая позитивное отношение детей к процессу обучения в целом. Учащиеся студии активны, внимательны, способны к продуктивной совместной деятельности, проявляют себя как яркие творческие личности. Занимаясь в студии «Маленький принц, дети одновременно могут посещать занятия в творческих коллективах, в хореографических и вокальных коллекти­вах Центра творчества «Амурский», внеурочной деятельности, заниматься в школьных сообществах, художественных школах, школах искусств. При этом с каждым годом возрастает нагрузка в школе по основной образовательной программе. Поэтому вопросы сохранения здоровья детей имеют значение как для педагогов дополнительного образования, так и для учителей и родителей учащихся студии «Маленький принц».
Являясь участниками РИП-ИнКО «Школа – территория здоровья», педагоги ЦРТДиЮ «Амурский» и «Гимназия №159» регулярно проводят совместные здоровьеориентированные мероприятия, в которых участвуют и ребята студии «Маленький принц»: динамические перемены, флешмобы здоровья, выставки рисунков и т.д. В занятиях студии также присутствует здоровьеориентированный компонент. На занятиях по программе «Полезные привычки» ребята узнают, что включает в себя здоровый образ жизни, как правильное питание влияет на здоровье, а активное движение и положительные эмоции – на самочувствие. На занятиях музыкой учащиеся с удовольствием выполняют дыхательные разминки, которые благотворно влияют на систему дыхания, силу голоса и здоровье в целом. На занятиях танцами педагог дополнительного образования проводит веселые танцевальные разминки и игры. А на занятиях по программе декоративно-прикладного творчества «Фантазируя, творим» можно сделать яркие светоотражающие фликеры,  массажные коврики или тактильные игрушки своими руками - массажная дорожка может быть использована на динамической переменке, фликер на одежде или ранце сделает маленького пешехода заметным на дороге в темное время суток, а тактильные игрушки станут ребятам помощниками для массажа и развития моторики рук. Чтобы актуализировать вопросы здоровья среди учащихся, а также аккумулировать накопленный опыт, была создана видеоэкскурсия «Маршруты здоровья в моей школе». В ее создании участвовали учащиеся, руководитель и педагоги дополнительного образования студии, учителя школы. В видеоэкскурсии были отражены видеофрагменты занятий всех программ студии, в которых присутствовал здоровьеориентированный компонент. Такая форма позволяет ярко, динамично представить имеющиеся материалы, рассказать о важном и актуальном. Текстовые, музыкальные и видеоматериалы, оформленные в видеоэкскурсию легко воспринимаются детьми и взрослыми, независимо от области образования и профессии, поэтому могут использоваться для широкого круга людей.


Возможности использования QR-кодов
на занятиях хореографией

Леонтьева Галия Равильевна,
методист,
Нуруллина Альфия Рустамовна,
педагог дополнительного образования

Информационные технологии развиваются с каждым днем и сейчас активно используются в повседневной жизни QR-коды, которые представляют собой миниатюрные визуальные носители данных, хранящие закодированную с помощью специальных программ или сервисов информацию. QR-код – это активная ссылка при сканировании которой происходит быстрый переход по ней. QR-коды применяются в работе музеев и издательств, туристических компаний, компаний-производителей. Дети, с которыми мы работаем, активно используют их в своей жизни, поэтому задания с использованием QR-кодов можно включить и в образовательный процесс.
Игры с использованием QR-кодов, QR-квесты – уже не новость в дополнительном образовании детей, есть множество примеров их проведения в программах социально-педагогической, естественно-научной  и других направленностей. QR-коды дают возможность закодировать определенный объем информации, способствуют повышению мотивации учащихся к деятельности, познавательной активности. Мы попробовали практику использования QR-кодов на занятиях хореографией по дополнительной общеразвивающей программе «Азбука хореографии», которая включена в пакет программ студии нравственно-эстетического развития детей младшего школьного возраста «Маленький принц». Студия осуществляет свою деятельность в рамках сетевого взаимодействия с БОУ г.Омска «Гимназия №159», направлена на развитие личности, ее индивидуальных возможностей, способностей и интересов через различные формы обучения и деятельности. Одной из таких форм стал квест «Кристаллы Здоровья»: расскажу немного о самом квесте – в нем все ребята разделились на три команды, отправились в локации, где находили подсказки, а потом и сами кристаллы Здоровья - в нем оказался пазл. Собрав три пазла, ребята смогли восстановить древнее послание, в котором были полезные советы о том, как сохранить свое здоровье.  У каждой команды была своя миссия и, соответственно, своя локация: «Правильное дыхание», «Здоровые привычки» или «Активное движение». В локации «Активное движение» и была проведена игра по хореографии с использованием QR-кодов.
В хореографии есть понятие «Точка зала», то есть зал для ориентации в пространстве делится на восемь точек и учащиеся знают об этом, так как понятие точек зала является базовым в данном предмете. В каждой из точек зала были размещены картинки с подсказками для поиска кристалла, на обратной стороне которых - QR-код. При подготовке к игре QR-коды были разработаны заранее, они содержали в себе задание, которое дети должны выполнить, чтобы найти следующую подсказку. На слайде представлен скрин, как были созданы QR-коды. Все достаточно просто, в поле вставляется текст – инструкция задания, затем генерируется код, который отображается в виде ссылки или картинки – ее можно сохранить, распечатать и использовать.
На смартфон было установлено приложение QR-coder для считывания и расшифровки кода. Вообще приложений для считывания кодов много, часть из них представлена на слайде. Сканируя код, дети получали текстовую информацию. Так как квест был здоровьеориентированной направленности, то задания на игре с использованием QR-кодов включали в себя комплексы физических упражнений для повышения работоспособности после длительной сосредоточенной работы (урока, творческого или учебного занятия, чтения и др.). На каждой точке зала в QR-коде было зашифровано задание: упражнения для глаз, рук, спины и осанки, ног, хорошего настроения. Последним заданием был флешмоб: нужно было все предыдущие упражнения составить в один танец. Успешно выполнив это задание, дети перешли к последней точке зала, QR-код показал подсказку, по которой они смогли найти кристалл Здоровья и успешно завершить квест.
Необходимо отметить, что игра с использованием QR-кода прошла динамично, дети были заинтересованы и активны, вовлечены в совместную деятельность. Если усложнить задания, можно использовать такую игру и для учащихся старшего школьного возраста или сделать индивидуальные маршруты заданий, по которым дети выполняли бы задания разного уровня сложности. Опыт разработки и проведения игры с использованием QR-кода показал, что такое средство как QR-код:
- сокращает затраты на ресурсы (время, кадры, бумага и т.д.), для его применения необходим только смартфон с приложением для считывания кода, который есть почти у каждого современного школьника;
- QR-код помогает внести разнообразие в образовательный процесс (не только в событии, но и на занятии), расширяет пакет дидактических материалов, повышает мотивацию и познавательную активность учащихся;
- поможет сделать обучение индивидуализированным, если закодировать задания разного уровня сложности.

Комментариев нет:

Отправить комментарий